Стиль Чиппендейл, модный мебельный стиль третьей четверти 18 века, который получил свое название от английского краснодеревщика Томаса Чиппендейла. Это был первый стиль мебели в Англии, названный в честь краснодеревщика, а не монарха, он стал самым известным именем в истории английской мебели в то время, когда это искусство было на пике.

Описательный термин «Чиппендейл» взят из первой в своем роде книги по дизайну мебели, которая была опубликована в 1754 году в Лондоне под названием «Джентльмен». Личность дизайнеров моделей в некоторых случаях вызывала сомнения, но Томас Чиппендейл явно был автором многих из лучших дизайнов. Книга была встречена с энтузиазмом, а мебель по проекту Чиппендейла была произведена в Англии, на европейском континенте и в американских колониях. Дизайн чиппендейла делится на три основных стиля: готический, рококо и китайский. Чиппендейл соединил эти разрозненные стилистические элементы в гармоничный и унифицированный дизайн. Этот термин относится конкретно к английской мебели Chippendale 1750-х и 60-х годов в модифицированном стиле рококо.

Чиппендейл включил готические заостренные арки и изогнутые заостренные арки в спинках стульев, Чиппендейл Рококо каким-то образом был реакцией на тяжелую формальность дизайна мебели в стиле барокко, характерной для работы Уильяма Кента, который умер в 1748 году. Многие из дизайнов рококо были французского происхождения, но Чиппендейл модифицировал некоторые из них для менее яркого английского рынка. Среди них его французские стулья, основанные на проектах Людовика XV. Вероятно, самый известный дизайн Чиппендейла — широкое сиденье стула с ленточной спинкой, спинкой в ​​форме лука Купидона и пронизывающим символом (центр спинки на спине), состоящим из переплетенных резных лент. Самыми сложными, резными и позолоченными узорами в стиле рококо были зеркала, геридоны и консоли.

Перед лицом распространения, а возможно, и вырождения вкуса Людовика XV возникает реакция, робко относящаяся к симметрии, к неоклассическим моделям, прямым линиям, к более трезвому использованию декоративных тем, этот промежуточный период засвидетельствован в 1765–1775 годах обычно отмечается, как формы колеблются между прямой и кривой линией.

Наиболее характерным элементом, помимо формы, является выбор декоративных элементов, мы отмечаем прогрессивный отказ от цветочных мотивов, появление лавровых венков, бараньих голов, львиных ног, фестонов и трофеев, предвосхищающих элементы неоклассической моды. Именно в этом историческом контексте Томас Чиппендейл находит свое пространство и предлагает в Англии своего рода общее резюме различных прошлых стилей, пересматривая их, объединяя различные декоративные и художественные мотивы, превращая их в единое целое, созданное им самим. Из многих лондонских модных краснодеревщиков сделал бурную карьеру, и его успех следует отнести к тому факту, что он первым среди краснодеревщиков опубликовал иллюстрированный каталог своих мебельных конструкций, о которых мы уже упоминали. В дополнение к обычному декоративному репертуару в стиле рококо, он очень искусно ввел в убранство огивы и грубообразные цветы готического происхождения, ведь в то время этот стиль был в сердце английской клиентуры, гордившейся своими архитектурными традициями. Одним из его самых оригинальных изобретений была резьба в китайском стиле, где строгая геометрия заменяет традиционные декоративные цветочные мотивы. В его работе мы находим скопление французского рококо, шинуазри и готики, выраженное его личными переплетенными лентами. Влияние Чиппендейла было преобладающим в период 1760-1780 гг., Но вплоть до рубежа веков, демонстрирующего незаурядную личность этого художника.

Стиль Чиппендейл относится к более широкому, так называемому грузинскому стилю, широко распространенному по всей Англии, где эта тенденция была основана на опыте рококо и неопалладио. Использование этой смешанной декоративности сильно повлияет на итальянскую мебель северо-восточного и первого регионов. Мебель, созданная в Америке первыми краснодеревщиками, в основном английскими колонистами.

углубление стиля Чиппендейл в мебели

Эпоха: 1750–1780 гг.
Где это: Англия
Почему: Томаса Чиппендейла, дизайнера и изобретателя китайского и неоготического стиля, исполнителя неоклассических проектов Роберта Адама.

Своеобразные характеристики: Странность восточных, готических, классических форм, крыши пагод, шкафы tempitto, колонны в форме бамбука в китайской мебели, остроконечные арки, шпили, окна-розетки в готической мебели, неоклассические украшения и старомодные формы в мебели Adam.

Декоративные мотивы: Гратиччи, шпили, ленты, гирлянды, фестоны, лиры, резные или расписные, восточные лаковые пародии.

Древесина и материалы: Вест-Индское красное дерево, лак, позолоченная бронза.

Ткани и цвета: Набивной или вышитый шелк для чехлов сидений и балдахинов, темные оттенки для китайской и готической мебели, светлые оттенки для неоклассической мебели.

Краснодеревщики и художники: Томас Чиппендейл и многие анонимные подражатели.

Типовая мебель: Кровать с балдахином с кроватью-пагодой, стул со спинкой, вырезанной из луков, шкафы и книжные шкафы с резьбой по решетке.